ЭФФЕКТ НАБЛЮДАТЕЛЯ
Эффект наблюдателя или факт измерения рассматривается в различных науках. Поскольку мать всех наук — философия, то я решусь утверждать, что дифференциация «Я как наблюдатель» от внешнего мира впервые была отмечена философами. Но, пожалуй, настоящую популярность «эффект наблюдателя» получил после знаменитого эксперимента квантовой физики с двумя щелями, где частицы приобретали волновые характеристики (вы можете найти массу информации об этом эксперименте). «Кот Шрёдингера» также является ярким примером того, как результат эксперимента зависит исключительно от наблюдателя. В искусстве ни одно произведение не может существовать без наблюдателя. Картина Сальвадора Дали (без того, кто на нее смотрит и воспринимает) — просто краски на холсте, Джек Лондон (без читателя) — просто буквы на бумаге, речь Ленина на броневике была бы просто колебанием воздуха без призмы мировоззренческой платформы народа, через которую эти колебания воздуха фильтровались. Соответственно, искусство и информация не может существовать вне того, кто это воспринимает. Различные направления психологии используют «эффект наблюдателя» как прием. Когда психолог задает наводящие вопросы, он заставляет внимание человека дезинтегрироваться с тем событием, которое человек переживает, отделить Я от эмоций и программ и посмотреть на происходящее со стороны....
Эффект наблюдателя и осознавания процессов описывают и различные религиозные концепции, например Буддизм. Описание эффекта наблюдателя есть и в физиологии. Теория функциональных систем П.К. Анохина объясняет это явление с позиции нейрофизиологии. Профессор К.В. Судаков описывает эмоции, чувства и состояния как то, что поддается контролю и управлению (психическая саморегуляция), но управление начинается с наблюдения за собственными реакциями. Общая идея состоит в принципиальной возможности отделить наблюдателя от реакций тела или психики (в разрезе физиологии) и тем самым изменить ход процессов одним актом наблюдения.
Еще несколько важных дополнений, прежде чем я изложу достаточно сложную конструкцию.
Когда вы находитесь внутри автомобиля вы можете видеть перед собой только небольшую часть дороги. Но если вы выйдете из машины и подниметесь вверх на сотню метров, то перед вами откроется общий вид автомагистральной сети со всеми ее взаимосвязями. Только в таком случае вы сможете более ясно представлять куда вы двигаетесь и осознавать связи, которые невозможно было заметить, находясь внутри автомобиля. Возможность «подняться или отделиться» присуща только человеческому существу, да и то далеко не каждому. Идея дальнейшего повествования заключается не только в описании эффекта наблюдателя, но и в предположении о существовании связей в организме которые можно отметить только в позиции стороннего наблюдателя. Речь пойдет о связи психических и физических процессов в организме человека и это непосредственно относится к идеям Моше Фельденкрайза и к тем смыслам, которые он вкладывал в «осознавание через движение». Кроме того, хочется упомянуть о таком научном понятии, как эмерджентность (к нему мы придем в заключении), которое гласит что система обладает свойствами не присущими ее частям по отдельности — организм человека обладает свойствами не присущими отдельным его органам, муравейные плоты обладают свойствами не присущими отдельному муравью, социальная группа обладает характеристиками и свойствами которых нет у отдельного человека. В природе ярким примером эмерджентности является ураган или цунами. Говоря об эмерджентности хочется лишь напомнить что функции человека и связи между процессами находятся совершенно в иной системе координат. Какой? Этими вопросами и занимается квантовая физика, квантовая физиология и биология. Итак, какие связи между психическими и телесными процессами обнаруживает Фельденкрайз и существует ли они?
Такая взаимосвязь не является для нас очевидной, так как мы привыкли рассматривать пронизывающие реальность связи только по оси X, причинно-следственной цепочке. А случилось, потому что В, В — потому что С и тд. Но события могут быть связаны и по оси Y, синхронистически. Условно говоря, возникает гребень волны, вызванный активизацией, например, психического напряжения. Этот гребень синхронен для множества связей и проявляется в каждой из них, но эти его проявления не связаны между собой причинно-следственным образом, они параллельны и независимы друг от друга.
Соматические направления придерживаются теории о том, что тело «записывает» не только двигательные привычки, сформированные повседневной деятельностью субъекта, но и модели мышления, иллюзорные парадигмы сознания и эмоциональные реакции. Современная нейрофизиология находит все больше связей между организацией двигательного акта и функционированием метасистем (позволю себе, возможно, не совсем точное обозначение. Подразумеваю под метасистемами мысли, эмоции, чувства, мотивации). Предлагаю здесь вспомнить о мимике и пантомимике. Чувству радости соответствует улыбка, а чувству гнева — сжатые губы (очень условно). Только в разрезе нашего разговора все намного сложнее и хитросплетённее. Соответственно, движение может оказывать такое же влияние на все системы организма.
Моше Фельденкрайз встает в позицию наблюдателя по отношению к телесным ощущениям, эмоциям и чувствам, которые возникают в момент движения. Он предлагает переживать движение, наблюдая за тем, что происходит с телом и сознанием, предполагая, что движение оказывает влияние на все системы. Именно поэтому осознавание через движение предполагает не само осознавание мышечной деятельности, а осознание влияния процесса движения на комплексное переживание личности. Физическое движение является не отдельной единицей, характеризующей работу мышц, а частью всего субъекта. В этой сложной системе координат, изменяя движение, изменяется и субъект в целом, а значит, и работа каждой его системы по отдельности. На практике, через субъективный опыт, это понимание приходит быстрее.
Интересно, что изменения начинаются уже с наблюдения за движением, а попытка пропустить этот шаг часто приводит к тому, что мы прикладываем слишком много усилий к изменению. Это актуально и к философским аспектам вопроса: часто мы пытаемся изменить внешний мир или себя в нем путем избыточного усилия. Однако, чтобы применить достаточно усилия, необходимо стать «сторонним наблюдателем». Позиция наблюдателя — это и есть первый импульс к изменениям и, как ни странно, иногда его одного и достаточно.
Вернемся к телу. С позиции стороннего наблюдателя движение условно происходит в системе координат: ось X — двигательный акт (движение тела) и ось Y — психический акт (восприятие/когнитивные функции). Практически это выражается в том, что изменение физических характеристик провоцирует изменение психических и наоборот. Излишнее психическое напряжение провоцирует компульсивные, резкие движения, нарушение координации. Парадокс в том, что это справедливо и в обратном случае. Гармонично выстроенное, естественное движение влияет на аналогичное протекание психологических и эмоциональных процессов (возможно, не всегда можно явственно проследить причинно-следственную цепь, однако связь на физиологическом уровне существует). Яркий пример: различные дыхательные упражнения для снятия шоковых состояний или борьбы с паническими атаками или для входа в различные медитативные состояния. Дыхание, как двигательный акт, способно оказывать влияние на тонус мышц, работу автономных систем, на чувства, когнитивные функции, эмоциональные состояния.
Так, например, после занятий по методу ФЕЛЬДЕНКРАЙЗА вы улучшаете не только качество самого движения, но и чувствуете эмоциональную стабильность, ясность ума, расслабленность в мышцах и плавность движений, мотивацию к целенаправленной деятельности. Подобные занятия являются примером развития в себе осознанного наблюдателя. Отсюда название метода и процесса, заключенного в нем — «осознавание через движение».
Подытожим. Любое качественное изменение в теле начинается с наблюдения за ним и его реакциями. Феномен наблюдения без факта вмешательства заключается в том, что уже само по себе наблюдение, как действие, способно привести к изменению. Наблюдая за телом, мы позволяем ему самому выстроить движение более легким способом. Изменения на уровне характеристик двигательного акта приводят к изменениям на уровне психических процессов и наоборот. Тренируя в себе навык стороннего наблюдателя, человек совершенствует способность адекватного распределения своих сил естественным путем. Интересен и тот факт, что практики метода работают с совершенно разными формами двигательной активности. Если вы занимаетесь верховой ездой, то можно улучшить этот процесс. Если человек занимается бегом, то мы можем улучшить этот процесс. Художник может улучшить процесс рисования. И когда мы говорим о процессе, то речь не идет о координации двигательного акта а процессе целиком с учетом всех ‘участников процесса’. Ведь, например, верховая езда (так же пример эмерджентности) — это не только работа мышц наездника, но и процесс коммуникации между нервными системами лошади и человека. В итоге мы приходим к очень глубокому заключению что эффект наблюдателя не только обнаруживает связи, но и способен влиять на процессы, системы и их эмерджентные свойства.